Mobile TV

Monday, April 02, 2007

ПРОСТО, КАК ДВАЖДЫ ДВА

(c) "Секрет фирмы"

«Проф-медиа» оживил канал «2х2». С 1 апреля он стартует в новом формате – круглосуточный сборник мультфильмов для взрослых.

«В новогодние каникулы я купила DVD со всеми сериями мультсериала „Бивис и Баттхед” и просмотрела их от начала до конца. Это совсем не отупляет, напротив!» – уверяет Наталья Вашко, генеральный директор канала «2х2», лично отбиравшая контент для нового проекта.

Холдинг «Проф-медиа» приобрел «2х2» в феврале 2006 года за $30 млн, а в октябре обнародовал концепцию телеканала: новый «2х2» вместо «Магазина на диване» будет транслировать мультфильмы для аудитории в возрасте 11–34 лет. По словам Юлии Соловьевой, первого заместителя генерального директора холдинга «Проф-медиа», инвестиции в проект составили $10–15 млн, большая часть ушла на закупку контента.

В «Проф-медиа» надеются, что мультфильмы уже в 2007 году принесут каналу среднегодовую аудиторию 2,2%. «2х2» будет вещать только в Москве и Санкт-Петербурге с техническим покрытием 82% и 84% соответственно. Именно в этих городах, считают создатели, наиболее актуален призыв, ставший слоганом «2х2»: «Расслабь мозги!» Две недели назад «Проф-медиа» запустил тестовую версию канала: круглые сутки на частоте «2х2» демонстрируют проморолики мультсериалов. «Мы были удивлены, но в первый же день аудитория составила 10%. Правда, доля быстро снизилась, ведь мы показываем одно и то же. Сейчас она устойчиво держится на отметке 1%»,– сообщила Соловьева.

Мнения экспертов и участников рынка по поводу нового проекта разделились. «2,2% вполне достижимая для такого канала доля аудитории. Примерно столько же имеет канал ДТВ»,– считает Петр Рыбак, генеральный директор РА «Алькасар». Его коллега Антон Чаркин, PR-директор группы компаний «Видео интернешнл», уверен, что для тематического канала доля 2% довольно большая и «2х2» придется постараться, чтобы достичь такого результата. Для сравнения: среднесуточные доли каналов MTV и «Муз-ТВ» в Москве среди аудитории старше четырех лет, по оценкам Gallup Media, с 19 по 25 марта составляли 1,5% и 1,9% соответственно.

Владимир Ханумян, исполнительный директор «СТС-медиа», оценил концепцию нового «2х2» как «любопытную». «Как я понимаю, большая часть контента американская. Надеюсь, наш зритель готов воспринимать такую продукцию». Зато Дмитрий Лесневский, председатель правления Ren Media Group, считает, что канал «2х2» обязательно будет востребован. Но не сейчас, а через пару-тройку лет. И смотреть мультфильмы для взрослых будут не с экранов телевизоров, а с экранов мобильных телефонов. «Этот эфирный канал „2х2” может выступить рекламой для канала мобильного телевидения, который возникнет через несколько лет, когда технологии мобильного телевидения станут доступными»,– считает Лесневский.

В «Проф-медиа» рассчитывают окупить затраты на проект за три-четыре года. Первые два рекламодателя уже определены и вполне соответствуют аудитории канала – Coca Cola и PepsiCo.

Content Drives Wireless Carriers’ Revenue

(c) MediaCaster Magazine, 3/30/2007

Faced with a falling Average Revenue Per User (ARPU) for their voice services, mobile communications providers are offering premium multimedia content in order to compensate for their reduced voice revenue per subscriber, according to the market-research firm iSuppli Corp.

Voice ARPU in 2006 fell by an average of 5 percent for the 13 key global wireless carriers profiled by iSuppli’s Mobile Multimedia service. These carriers collectively represent more than 1 billion subscribers worldwide.

Further voice ARPU declines will occur in 2007 and beyond, iSuppli predicts. Because of this, these carriers are turning to music, video, gaming and other data services to offset their losses.

“As more wireless communications providers embrace the premium mobile-content opportunity, they are being transformed from pure communications providers to become something more: content distributors,” said Mark Kirstein, vice president of multimedia content and services at iSuppli.

Researchers and analysts added that, while information was collected from Canadian operators such as from Rogers, it wasn't included in the detailed published results. Overall, among the US-based operators, the trends (declining voice ARPU, rising data) held true for every operator, Kirstein explained. The trends were generally true for all regions as well, with only two mobile operators of the 13 showing different trends. "I'm confident the results are reflective of the Canadian market as well," he added.

The wireless operators’ transformation is boosting the mobile premium multimedia content market, which consists of audio, video and games delivered via the carriers’ wireless networks to paying subscribers. Global premium mobile content market revenue rose to $16.4 billion in 2006, up 22 percent from $13.4 billion in 2005, according to iSuppli.

Within the mobile premium-content market, music was the dominant category in 2006, while mobile video achieved rapid growth, although from a small base. The mobile games market grew quickly in North America, but lagged in Europe and Asia.

Turn up the volume

Music—including ringtones, ringtunes, full-track downloads, streaming and ringback tones—continues to be the largest premium content category for mobile phones. Both mobile operators and content providers are cashing in on this phenomenon as revenue associated with mobile music nearly doubled on an annual basis in 2006. Music recording labels are benefiting from this boom as well, as the major firms in this market generated nearly $1 billion in revenue in 2006, with Universal Music Group capturing the largest share.

By 2011, global mobile music revenue will reach $17.6 billion, maintaining a Compound Annual Growth Rate (CAGR) of 19.8 percent from $7.1 billion in 2006, according to iSuppli. Of this, full-track downloads delivered both wirelessly and via broadband, but billed through mobile operators, will grow to the largest segment of the mobile-music market at $5.7 billion in 2011.

No plug needed

While mobile music is growing at a staggering pace, mobile video is emerging worldwide as a robust, opportunity-laden market, even though it remains in its early stages of development.

Global mobile TV subscribers are set to reach 130 million by 2011, rising by more than a factor of 40 from 3.2 million in 2006, iSuppli predicts.

Total mobile video revenue will expand to $17.6 billion by 2011, maintaining a CAGR of 76.7 percent from just $1 billion in 2006. This growth will make the mobile-video market as large as the mobile-music area for the first time in 2011. The mobile video segment includes streaming and download revenue, as well as mobile television.

Technorati tags:

Профессиональным медиа угрожают потребители нового типа

(c) $mart Money

Современный consumer, то есть потребитель, постепенно превращается в prosumer — производящего потребителя, или произтребителя

Андреаса Неуса, руководителя направления по развитию СМИ и индустрии развлечений Института бизнес-ценностей IBM, нередко называют штатным прорицателем. Его презентации о судьбах традиционных СМИ и индустрии информационных развлечений выглядят покушением на святое. “Я не предсказываю будущего, — улыбается он. — Мы просто расспрашиваем руководителей компаний о возможных сценариях и предлагаем модели поведения в новых условиях”.

Однако выводы, к которым пришли специалисты института, способны заставить похолодеть сердца самых циничных акул медийного рынка. Только в кошмарном сне могли они представить, что их зрители и читатели, покорно поглощавшие до сих пор заметки и очерки, новостные сюжеты и ток-шоу, приправленные немалой дозой рекламы, станут сами производить все это, включая рекламу.

БЕЗ МАТЕРИИ

Примерно к 4000 г. до н. э. человечество пережило эпоху устной информации. “Когда появилась письменность, стало возможным отделить контент от человека-носителя”, — говорит Неус. Эра письменного слова продолжалась примерно до 1450 г., когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок с наборным шрифтом. Время печатного станка продолжалось до 1990-х гг. прошлого века, когда в мейнстрим вырвался Интернет. Информация впервые оторвалась от материального носителя.

В итоге изменились и бизнес-модели, которые до сих пор сильно зависят от печатной культуры. Добавленная стоимость печатной информации создается, когда текст пишется, иллюстрации рисуются, все это редактируется и корректируется (то есть проходит проверку качества) и лишь потом печатается и доставляется потребителю. В Сети же бывает, что текст и иллюстрации сначала публикуются, а потом редактируются.

Исследователь приводит в пример “Википедию” — сетевую энциклопедию, статьи которой редактируют все желающие. Развитие этого проекта сопровождается спором о том, могут ли новые принципы и модели обеспечить приемлемое качество. То же, напоминает Неус, происходило с изобретением Гутенберга и утихло лишь после того, как выяснилось, что качество печатной книги, которая стоит не дороже 1% той, на которую монах-переписчик тратил 2-3 года, устраивает большинство читателей.

В прошлом году журнал Nature провел сравнение “Википедии” и Британской энциклопедии, над которой работают видные ученые. Независимые эксперты проанализировали 50 случайно выбранных статей из обеих и обнаружили, что на 123 ошибки “Британники” приходится всего 162 в “Википедии”. Так что модель, основанная на бесплатном труде веб-энциклопедистов, вполне работоспособна. Но главное отличие в том, подчеркивает Неус, что возникает и новая модель поведения потребителя. Вместо того чтобы пассивно поглощать готовую информацию из “Британники”, часть пользователей начинает активно создавать сравнимый по качеству продукт. Информационный период переходит в век креативного потребителя. Consumer, то есть потребитель, превращается, по выражению американского футуролога Элвина Тоффлера, в prosumer — производящего потребителя, “произтребителя”.

Дело не ограничивается текстовой информацией. Группа поклонников сериала “Звездные войны” создала собственный эпизод, который заполняет разрыв сюжета оригинальной версии: повстанцы захватывают челнок “Тайдириум”, чтобы взорвать генератор защитного поля второй по счету “Звезды смерти”. C сайта на сайт кочует несколько десятков клипов из этого фильма, вполне профессионального качества. Все делается с благословения режиссера фильма Джорджа Лукаса — энтузиасты могут использовать образы Star Wars бесплатно. Они вообще пока работают бесплатно. Однако хобби произтребителей начинают серьезно угрожать бизнесу профессионалов.

МЕДИА В ИЗГНАНИИ

Профессионалам некого винить в появлении новой угрозы, кроме самих себя. Не они ли развивали технологии и, конкурируя между собой, делали их все более дешевыми и доступными? Не они ли развивали радио, телевидение, Интернет и создавали все более эффективные бизнес-модели? И что случилось, к примеру, с радио? “Оно превратилось в фоновое СМИ”, — говорит Неус.

Вместо того чтобы собираться вокруг радиоприемника всей семьей, потребители вполуха слушают его в машине. Чтобы удержать их, вместо радиоспектаклей и последних новостей приходится передавать все больше музыки. А теперь в фоновое медиа превращается и телевидение. А ведь столько сил потрачено, чтобы сначала захватить внимание всей аудитории, потом создавать продукт для нишевого зрителя. Число каналов множится, множатся и способы доставки информации — эфирный, кабельный, спутниковый… Но молодой потребитель, прилипший к экрану компьютера, теперь лишь иногда отвлекается на включенный на втором плане телевизор. Телевещателей и рекламодателей мучает новый вопрос: сохранят ли молодые, повзрослев, эти привычки или их внимание утрачено навсегда?

Ответ разочарует телевизионных медиамагнатов, пророчит Неус. Проведенные в Германии исследования показывают, что молодняк не просто сохраняет эти модели, но еще и заражает старших. Это видно по пристрастию к электронным играм. 30% увлеченных ими немцев среднего поколения выбирают компьютерные игры. 60-70% молодежи фанатеют от онлайновых. Зато те 15-20% 50-70-летних, которые выросли без компьютеров, но теперь пристрастились к игрушкам, выбирают увлечение своих внуков — онлайн.

Жизнь в Сети предоставляет потребителю большие соблазны. Например, программы, отсортировывающие рекламу. Происходит, по выражению Неуса, “великий сдвиг” — контроль переходит от провайдера контента к потребителю. Неус цитирует экономиста Герберта Саймона: “Богатство информации порождает бедность внимания”. Главные битвы между производителями контента развернутся уже не за свободное время потребителя, а именно за его внимание. А он норовит одаривать им (а значит, и деньгами) не профессионалов, а произтребителей. Поскольку качество их продукции сравнимо.

PROSUMER ИДЕТ В БОЙ

Стоимость производства телепродукции в США колеблется от $1000 до $10 000 за минуту. А на кабельном канале Current TV, основанном бывшим вице-президентом США Альбертом Гором и бизнесменом Джоэлом Хайатом, минута стоит всего $500. Почему так дешево? Контент канала, как гласит его девиз, “создан теми, кто его смотрит, для тех, кто смотрит”. Произтребители снимают 10-минутные клипы, которые закачивают на сайт студии. Зрители обсуждают клипы в блогах и отбирают лучшие, права на которые Current TV выкупает. С начала вещания в 2005 г. аудитория канала выросла до 40 млн домовладений. “Они экономят на производстве контента до 90%”, — говорит Неус. И приводит пример еще и рекламы. Например, Sony и другие спонсоры дают разрешение использовать в этих экспериментах свои логотипы. Качество и привлекательность роликов тоже оценивает интернет-аудитория. Рекламодатели платят за лучшие образцы от $1000 до $50 000 и пускают их в прокат. Сравните: заказать ролик в профессиональном рекламном агентстве стоит от $100 000 до $1 млн.

Убьет ли этот малый бизнес гигантов вроде D'Arcy или BBDO? “Я бы не делал далеко идущих выводов”, — осторожен Неус. Но выход произтребителей на рынок так или иначе развяжет ценовые войны, и агентствам придется идти на уступки.

К появлению неожиданных конкурентов придется приспосабливаться и традиционным телеканалам. С точки зрения цен им просто нечего противопоставить проектам вроде Elephants Dream. Создатели этого 11-минутного трехмерного мультфильма заработали на нем €120 000. Примерно половину денег заплатил фонд Blender Foundation, а вот другая половина была получена от подписки на DVD. Хотя мультик распространяется в Интернете бесплатно. “Любой экономист сказал бы, что это никогда не сработает, потому что все любят дармовщину, — удивляется и сам Неус. — Но люди ведут себя не так, как предрекают экономисты”.

Победит тот, кто привлечет внимание лучшей аудитории, уверен Неус. Компаниям следует завести в штатном расписании должность Chief consumer officer — главного менеджера по потребителям. Ведь у них уже есть опыт общения с клиентами через корпоративные блоги.