Mobile TV

Tuesday, March 20, 2007

Российские телевещательные сети дали "Сигнал" итальянцам

(c) КоммерсантЪ

Зарождающийся в России рынок услуг мобильной связи третьего поколения привлек внимание ФГУП "Российские телевещательные сети" (РТРС), распространяющего телерадиосигнал в российских регионах.

Как стало известно Ъ, РТРС инициировало создание в Обнинске СП с итальянской компанией Digital Multimedia Technologies (DMT) для производства телевизионных передатчиков для мобильного телевидения. В дальнейшем РТРС планирует участвовать и в реализации проектов мобильного ТВ.
Компания DMT и завод "Сигнал" (Обнинск, Калужская область) подписали на прошлой неделе протокол о намерении создать СП, сообщил Ъ генеральный директор завода Валентин Родионов. По его словам, 51% предприятия будет принадлежать итальянским партнерам, а 49% распределят между собой завод "Сигнал", одна из "дочерних" структур ФГУП РТРС и российские инвесторы. СП будет выпускать передатчики для трансляции мобильного ТВ в формате DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld; DVB). Этот формат позволяет принимать на телефон, оснащенный ТВ-тюнером, сигнал, транслируемый с передатчиков, установленных на телебашнях.

"Инвестиции в проект со стороны итальянских партнеров составят €2-5 млн,– рассказал Ъ глава ФГУП РТРС Геннадий Скляр.– Стоимость передатчиков, производимых в России, по предварительным подсчетам, будет на 30% дешевле, чем таких же устройств, производимых за рубежом. Для того чтобы покрыть город-миллионник, необходимо 15-20 передатчиков. Один, мощностью 2-6 кВт, устанавливается на телебашне, а оставшиеся, менее мощные, распределяются в зависимости от рельефных особенностей города. Для того чтобы мобильное телевидение было доступно во всех крупных городах страны, каждому оператору необходимо 500-1000 передатчиков разной мощности". По экспертным оценкам, для организации мобильного ТВ в Москве оператор должен будет потратить на передающее оборудование около $500 тыс.

По словам пресс-секретаря компании DMT Марко Рубино, предприятие начнет работу в конце этого года: "Согласно бизнес-плану, в течение пяти лет мы планируем занять 30% рынка, а объем продукции, выпущенной за это время, составит порядка €200 млн. Продукция будет поставляться не только на российский рынок, но и в страны СНГ".
Digital Multimedia Technologies является одним из ведущих европейских производителей теле- и радиоретрансляционного оборудования (доля на рынке около 20%) и крупнейшим итальянским частным поставщиком услуг по передаче теле- и радиосигнала (более 700 вышек). Выручка за 2006 год – €97,6 млн, EBITDA – €30,3 млн.
Приборный завод "Сигнал" входит в структуру Росатома. Производит электронные системы управления и контроля для реакторов АЭС и ядерно опасных объектов, телепередатчики и антенны. Выручка в 2005 году – 383 млн руб., убыток – 28 млн руб. Планируемая выручка в 2006 году – 490 млн руб.

Инициатором создания СП было РТРС. Наладив выпуск оборудования, госкомпания рассчитывает впоследствии стать его заказчиком. "Возможно, мы будем развивать проекты в этой области совместно с 'Системой Масс Медиа', 'Голден Телекомом' и другими потенциальными операторами мобильного телевидения",– заявил Ъ господин Скляр.
В настоящее время услуги мобильного ТВ с применением технологии DVB-H испытывают во многих странах мира, среди них – Япония, США, Германия, Франция, Великобритания и большинство скандинавских стран. По оценкам аналитической компании Juniper Research, доходы провайдеров такого телевидения к 2010 году достигнут $11,7 млрд, а число абонентов – 65 млн.

В России о намерении развивать мобильное ТВ говорили почти все крупнейшие участники телекоммуникационного рынка, но конкретных планов пока ни у кого нет. "Мобильное ТВ можно отнести к медийному направлению развития, которое мы считаем очень перспективным,– говорит менеджер по связям с общественностью 'Вымпелкома' Екатерина Осадчая.– Однако на рынке существуют различные стандарты мобильного ТВ, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому важно определиться со стратегией развития мобильного ТВ, в том числе и в выборе стандарта вещания". О возможном партнерстве с РТРС представители сотовых компаний, а также "Системы Масс Медиа" и "Голден Телекома" говорить отказались.

По прогнозам iKS-Consulting, количество потребителей мобильного телевидения в России к 2009 году может составить около 1-1,5% от совокупной абонентской базы всех операторов. При этом оказание данной услуги может принести операторам к 2009 году около $8 млн, а к 2012 порядка $40 млн. "Успешная реализация проекта по производству оборудования обеспечит непосредственное участие ФГУПа в развитии данного рынка в качестве ключевого поставщика абонентского оборудования,– считает партнер компании J`Son & Partners Борис Овчинников.– Однако РТРС и раньше заявляло о масштабных проектах, которые после их громкого анонсирования тихо сошли на нет".

Technorati tags:

Monday, March 19, 2007

Включай мобилу — там кино идет

(с) «Эксперт» №11(552) / 19 марта 2007

Скоро россияне получат возможность смотреть на своих сотовых телефонах несколько десятков телеканалов — в стране идет активная работа по запуску так называемого мобильного телевидения

В следующем году в Москве на мобильном телефоне можно будет смотреть до 20 каналов :: Фото предоставлено компанией Nokia

Представьте, что вы едете в электричке или ждете трамвая на остановке и, решив скоротать время, достаете свой мобильный телефон, чтобы посмотреть выпуск теленовостей, репортаж о футбольном матче или эпизоды любимого сериала. Заманчиво? Конечно. И так же заманчива перспектива предоставления подобных услуг, над чем уже давно задумывались участники рынка мобильной связи.

Первые конкретные шаги в этом направлении были сделаны еще три года назад. Тогда сначала «Мегафон», а затем МТС и чуть позже «Скайлинк» начали предоставлять услуги по трансляции ТВ-программ. Однако качество передач оказалось низким, в то время как тарифы, наоборот, очень высокими. Дело в том, что операторы передавали видео по обычным каналам сотовой связи — в стандартах GPRS, EDGE или EV-DO. В результате изображение было нечетким и картинка часто «зависала», так как в телефон просто не успевала загрузиться вся видеоинформация. Да и выбора у абонента не было — смотреть на телефоне можно было лишь один видеоканал.

Теперь все эти недостатки могут быть устранены. Настоящий прорыв в мобильном телевидении ожидается в связи с распространением эфирного цифрового мобильного вещания.

Стандартный подход

Принципиальное отличие эфирного мобильного вещания состоит в том, что сигнал передается не по каналу сотовой связи, а отдельно — так же, как и сигнал для обычного телевизора. А потому картинка очень четкая и динамичная. К тому же выбор значительно расширяется — каналов может быть до трех десятков! А главное, просмотр ТВ становится весьма доступным: по оценкам экспертов, абонентская плата будет составлять 10–15 долларов в месяц.

Наиболее перспективный для нас формат мобильного эфирного цифрового вещания — стандарт DVB-H (Digital Video Broadcast Handheld). В прошлом году стало окончательно ясно, что он будет доминировать как минимум в Европе (в США пока в фаворе стандарт MediaFLO, а в Азии лидером остается DMB — Digital Multimedia Broadcast). То, как работает мобильное вещание в стандарте DVB-H, широкой публике в России было продемонстрировано на февральской выставке CSTB, которая прошла в Москве.

Любой пришедший в выставочный комплекс «Крокус-Экспо» мог взять в руки специальный мобильный телефон и любоваться, например, пляшущими рок-музыкантами, соревнующимися лыжниками или телефильмами. Картинка на мобильном телефоне восхищает качеством: от изображения на современном телевизоре она отличается лишь размерами. Более того, показ программ сопровождается отличным стереофоническим звуком.

Словом, технология действительно хороша. Однако все хотят знать, насколько реально ее внедрение в ближайшей перспективе. Есть у потенциальных клиентов и ряд других вопросов.

Говорит и показывает «Моб-ТВ»

Прежде всего многие вопрошают: а будет ли удобно смотреть телевизионные программы на маленьком экране телефона? Действительно, сложно себе представить, как на дисплее мобильного аппарата можно рассмотреть детали теннисного матча или батальную сцену кинофильма. На это сторонники новаций отвечают: для мобильного телевещания предполагается создавать совершенно другой контент. Это может быть, например, «мобильная» версия какого-нибудь сериала, где в основном присутствуют крупные планы героев, а эпизоды с мелкими деталями попросту вырезаны. Или краткая «нарезка» новостей, где опять же доминируют лишь лица политиков. Интересными для мобильного пользователя могут оказаться музыкальные программы, если учесть, что картинку с клипом может сопровождать качественный стереозвук.

Вторым серьезным барьером для развития эфирного мобильного ТВ до последнего времени считалась дороговизна самих мобильных приемников. Многие специалисты утверждали, что сотовые телефоны с поддержкой формата DVB-H окажутся широкой публике не по карману, поскольку розничные цены будут намного превышать тысячедолларовую отметку. Однако в последние полгода ситуация изменилась: целый ряд компаний, выпускающих сотовые телефоны, приступили к изготовлению и продаже трубок, поддерживающих стандарт DVB-H. Среди них — крупнейший мировой производитель мобильных аппаратов Nokia.

«Компания Nokia уверена, что главный технологический тренд сегодня — это возможность “упаковывать” в телефон множество функций. В том числе функции мобильного телевидения, — говорит руководитель подразделения Nokia Мультимедиа в СНГ Игорь Харлашкин. — Мы в свою очередь готовы начать широкие поставки сетевых решений и пользовательских устройств с поддержкой ведущего стандарта мобильного телевидения DVB-H, как только данная услуга станет доступной в России».

О своей готовности выпускать трубки с функциями приема цифрового телевидения стандарта DVB-H заявляют и другие игроки. Так, Игорь Никитин, специалист по продукции российского представительства Sony Ericsson, сообщил «Эксперту»: «Компания Sony Ericsson была в числе первых фирм, которые начали разработку терминалов, поддерживающих стандарт DVB-H. В этом году мы предложим готовые решения, совместимые с этим стандартом мобильного телевидения. Это будут полнофункциональные универсальные устройства с продолжительным временем работы от батареи, обеспечивающие высокое качество звука и изображения». Добавим, что телефоны с поддержкой формата цифрового телевидения DVB-H уже выводят на рынки (в том числе и на российский) и такие бренды, как Samsung и LG.

Что касается цен, то первые модели действительно недешевы. Уже продающийся в России аппарат Nokia N92 с функцией приема телевидения стандарта DVB-H продается за 1200–1300 долларов, на Samsung P910 сейчас объявляют цену около 700 долларов. Однако ясно, что уровень цен будет быстро снижаться, когда производство трубок с встроенным DVB-H-приемником станет массовым. К примеру, представители Samsung уверяли корреспондента «Эксперта», что уже скоро могут появиться модели телефонов стоимостью не выше 400–500 долларов. А в недавнем интервью «Эксперту Online» сам президент компании Nokia Оли-Пекка Калласвуо заявил, что к концу следующего года себестоимость DVB-H-модуля составит всего семь евро, и это сделает телефоны, способные принимать цифровое мобильное ТВ, вполне доступными.

Свободу частотам!

Еще один аргумент скептиков развития мобильного телевидения — это отсутствие в России свободных телевизионных частот, на которых предполагается передавать сигнал в стандарте DVB-H. Здесь, надо сказать, и в самом деле возразить практически нечего.

«Отсутствие частот действительно серьезное препятствие для развития мобильного телевидения в России, — соглашается Сергей Жатько, заместитель директора по развитию бизнеса компании “Эра”, специализирующейся в том числе на поставках оборудования для трансляции телепередач в стандарте DVB-H. — Сейчас все телевизионные частоты, особенно в столичном и других центральных регионах страны, заняты, и освобождаться они будут только после перехода России на цифровое телевидение, что, согласно принятой правительством программе, случится лишь после 2010 года. Зато хорошие перспективы развития мобильного телевидения есть в провинции, где сохранились свободные частоты. К примеру, тестовое вещание эфирного цифрового мобильного телевидения уже прошло в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде».

Ускорить развитие в России систем эфирного мобильного телевидения может и зарубежный опыт: в целом ряде стран передачи в стандарте DVB-H выходят на все более широкие аудитории. В Италии мобильное вещание имеет уже 200 тыс. абонентов, до конца 2007 года стандартом DVB-H планируется покрыть и всю территорию Финляндии. Всего же, по прогнозам аналитиков компании Nokia, к концу следующего года регулярно смотреть передачи мобильного телевидения в стандарте DVB-H в Европе будут около 10 млн человек.

В России достаточно амбициозными планами продвижения мобильного вещания в формате DVB-H недавно поделилась «Система Масс-медиа» (управляющая и владельческая компания, которая контролирует медийные активы холдинга АФК «Система», такие как «Стрим-ТВ», «Стрим-Контент», ЦТВ, «Тема Продакшн»). Для этого в начале марта «Система Масс-медиа» завершила сделку по приобретению 99% акций компании «Цифровое телерадиовещание» и планирует запустить коммерческое вещание мобильного ТВ уже в начале следующего года. По словам представителей компании, трансляция подобных программ начнется с Москвы и ближайшего Подмосковья, где пользователи смогут принимать до 20 телеканалов. Предполагается, что уже к 2010 году только в столице абонентами компании станут около полумиллиона человек.

Technorati tags: